Справка по дополнительной штанге двигателя

Историческая справка

В результате совместных работ АВТОВАЗ и «Порше» для проекта ВАЗ-2110 в свое время была предложена наиболее перспективная подвеска силового агрегата, где правая и левая опоры силового агрегата воспринимают вес силового агрегата, а нижняя и верхняя штанги воспринимают крутящий реактивный момент. Эта концепция и была затем реализована в автомобиле ВАЗ-2112.

На автомобиле ВАЗ-2110 используется блок цилиндров ВАЗ-21083, где отсутствуют места для крепления нижней и верхней штанг, поэтому вместо них была установлена задняя опора (на место крепления задней опоры ВАЗ-2108).

Современное состояние вопроса

Конструкция 3-х точечной подвески силового агрегата ВАЗ-2110 (в отличие от подвески силового агрегата ВАЗ-2112) не имеет штанг, специально сконструированных для восприятия реактивного крутящего момента. В подвеске силового агрегата ВАЗ-2110 реактивный крутящий момент распределяется между правой и задней опорами силового агрегата (при этом частично достается и левой опоре).

Совершенно жуткие силы. При экстремальных нагрузках на силовой агрегат (режим резкого троганья с места на 1-й передаче с броском сцепления) на опоры силового агрегата ВАЗ-2110 действуют следующие силы:

— в правой опоре 430 кг (в 9 раз выше, чем на правой опоре 2112);
— в задней опоре 600 кг (в 1.3 раза выше, чем на нижней или верхней штангах 2112);
— в левой опоре 250 кг (в 2.1 раза выше, чем на левой опоре 2112).

Конструкция правой и левой опор силового агрегата на автомобилях ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112 одинаковы, поэтому более высокие нагрузки в опорах ВАЗ-2110 на экстремальных режимах вызывают и более высокие перемещения силового агрегата ВАЗ-2110 (по сравнению с ВАЗ-2112).

Не менее жуткие перемещения. При экстремальных нагрузках на силовой агрегат (режим резкого троганья с места на 1-й передаче) перемещения контрольной точки (*) на силовом агрегате ВАЗ-2110 составляют:

— в вертикальном направлении 19 мм (в 2.4 раза выше, чем на ВАЗ-2112);
— в горизонтальном направлении 15 мм (в 3.2 раза выше, чем на ВАЗ-2112).

Конечно, средний круг потребителей (на которых и ориентирована конструкция автомобиля), предпочитающих экономичные режимы движения, не ощущает проблем, возникающих от больших перемещений силового агрегата на экстремальных нагрузках (резкое троганье с места, торможение двигателем и т.п.). Но существует категория водителей, предпочитающих «спортивный» стиль езды. Именно таким водителям целесообразно использовать нашу дополнительную штангу, специально сконструированную для ограничения перемещений силового агрегата аналогично нижней и верхней штангам автомобиля ВАЗ-2112.

Применение дополнительной штанги в подвеске силового агрегата дает следующие преимущества (по сравнению с 3-х точечной подвеской силового агрегата ВАЗ-2110):

— уменьшение перемещений силового агрегата при экстремальных нагрузках, например в режиме резкого троганья с места на 1-й передаче перемещения контрольной точки (*) на силовом агрегате снизились в 2.4 раза в вертикальном направлении (до 7.9 мм) и в 1.4 раза в горизонтальном направлении (до 11 мм);
— уменьшение увода автомобиля вправо при резком троганье с места, показатели увода снизились в 1.5 раза (от 2.94 м до 4.4 м) и достигли уровня автомобиля ВАЗ-21083;
— уменьшение перемещений рукоятки рычага КПП, например, в режиме движения автомобиля «накат-натяг» (раскачка) перемещения рукоятки снизились в 1.6 раза (с 22.8 мм до 14.6 мм), в режиме резкого троганья с места на 1-й передаче смещение рукоятки рычага под действием реактивного момента снизилось в 5 раз (от 10.1 мм до 1.9 мм).

К недостаткам применения дополнительной штанги ограничения перемещений силового агрегата на автомобиле следует отнести повышение уровня шума в салоне автомобиля в режиме интенсивного разгона на 3-ей передаче на оборотах двигателя выше 4000 об/мин. Повышение общего уровня шума составило 4 дБА (от 76.5 до 80.5 дБА) и не позволило выполнить автомобилю требований ГОСТ 27435-87 по внутреннему шуму (80 дБА), что в свое время и явилось причиной отказа от применения штанги в стандартной комплектации подвески силового агрегата ВАЗ-2110.

Следует также отметить, что применение дополнительной штанги ограничения перемещений силового агрегата не приводит к изменению других основных показателей виброакустического комфорта, а именно:

— не увеличиваются уровни шума в салоне автомобиля при движении с постоянными скоростями;
— не повышается вибронагруженность автомобиля на холостом ходу двигателя.

Примечание (*) — контрольная точка при измерении перемещений силового агрегата соответствует месту установки на двигателе ВАЗ-2112 нижней штанги подвески силового агрегата. Здесь хочется отметить, что перемещения верхней части двигателя (например, крышки головки блока цилиндров) всегда значительно выше.